Бог существует и следует
почитать его - так утверждают многие, не зная при этом, ни что такое бог, ни
что такое существование, не зная в одинаковой ли степени последнее присуще
телам и духам, отличающимся друг от друга, ни что означает почитание бога. А
между тем люди уподобляют почитание бога тому почтению, которое оказывается
знатным особам. Что такое бог, люди определяют в соответствии со своим
невежеством. Ведь для того, чтобы сказать, чем бог отличается от прочих вещей,
за отсутствием положительных понятий по необходимости прибегают к
отрицательным. Бога называют бесконечной сущностью, то есть такой, пределы
которой неизвестны. Утверждают, что он творец неба и земли, но не говорят, кто
же сотворил его самого, потому что этого никто не знает и не понимает. Другие
считают, что он сам себе начало и происходит только сам от себя. Этим они снова
говорят нечто такое, чего не понимают. Мы не понимаем начала бога, говорят они,
значит, бог не имеет его, но почему бы не сказать: мы не понимаем бога, значит,
его нет. И это первое основание невежества. Нет прогресса в бесконечность. А
почему? Потому что человеческий разум должен где-то остановиться. А почему?
Потому что такова его природа, потому что он не может представить себе ничего
выходящего за его пределы. Как будто бы можно было сделать вывод: я не понимаю
бесконечного, значит, оно не существует! Однако по опыту известно, что
некоторые последователи Мессии утверждают, будто бы существует бесконечный ряд
божественных свойств или воплощений, о пределах которого все ещё спорят, и
таким способом подтверждают, что это продолжается до бесконечности. Ибо именно
из бесконечности рождается сын, из бесконечности исходит дух святой. Порожден в
бесконечности, в бесконечность уходит. Ведь если рождение или исход имели бы
начало или конец, то это нарушило бы понятие вечности. Даже если согласиться с
теми, кто утверждает, что сотворение людей не может продолжаться до
бесконечности (умозаключение, к которому приводит ограниченность разума), то
разве не следовало бы отсюда заключить, что и боги родились подобно людям на
Земле, хотя и на свой лад? Кого же тогда из них почитать за верховного бога?
Ведь каждая религия допускает существование богов - посредников, хотя и не под
одинаковыми названиями. Но тогда окажется нарушенным принцип, гласящий, что
существо, вознесённое над человеком самой своей природой, должно быть единым.
Поэтому можно сказать, что из различия порождённых божеств возникли разные
религии и разные культы, на чём покоится благочестие язычников. Толкуют о
кровавых злодеяниях и разврате языческих богов. Но помимо того, что мудрейшие
из язычников уже объяснили это аллегорически, разве подобное же обвинение не
падает и на других богов? По повелению божию Моисей и
Иисус Навин истребляли целые народы. А бог Израиля даже потребовал от Авраама
человеческой жертвы. Правда, принесение её было вовремя задержано, но бог не
мог бы приказать и Авраам не мог бы серьёзно поверить приказанию, если бы оно
само по себе совершенно противоречило природе божества. Магомед в награду своим
последователям обещал весь мир. А христиане повсюду пророчествуют об
истреблении своих противников, о порабощении врагов церкви, что имело немалое
значение с тех пор, как христиане получили доступ к управлению государством. А
разве не разрешают многожёнство Магомед, Моисей и, как говорят, в какой-то мере
даже Новый Завет? Разве бог-дух святой не породил бога-сына путём своеобразной
связи с уже обручённой девой? Упрекают язычников в смехотворном
идолопоклонстве, в злоупотреблении культом, но ведь в этом же можно упрекнуть и
другие религии, да и стоит ли доказывать, что злоупотребления ведут своё начало
скорее от служителей, чем от основателей религий, больше от учеников, чем от
учителей, в чем легко можно убедиться.
Конечно, человеческое
легковерие ведёт к заблуждениям, а использование последних в корыстных целях по
заслугам именуется ОБМАНОМ. Говорить далее о разновидностях и природе этого
обмана было бы скучно, да и противно мне. Впрочем, допустив однажды
естественную религию и положенное почитание бога, насколько оно диктуется
природой, мы должны иметь ввиду, что
всякого основателя новой религии следует заподозрить в ОБМАНЕ, тем более
всему миру известно, до какой степени надувательства служили распространению
всякой религии; это бросается в глаза после всего, что мы уже сказали и ещё
скажем далее. Bсё же остается неопровержимый довод:
религия и почитание бога, согласно естественному свету, соответствует истине и
справедливости. Но если кто-то захочет ввести новые догмы, религию, отличную от
прежней религии, ссылаясь на волю высших, невидимых сил, то реформатору
неизбежно придётся обосновывать свой авторитет, если он не хочет прослыть
обманщиком, идущим наперекор общему мнению и не опирающимся при этом ни на
доводы естественного разума, ни на авторитет особого откровения. Прежде всего,
он должен быть в своей нравственной жизни безупречным, чтобы толпа сочла его
достойным почитания, принимая его за божество, исключительного человека,
которого не прельстит ничто нечистое. И всё же его собственных признаний,
прежней подвижнической жизни или каких-нибудь чудес, то есть необыкновенных
действий, недостаточно для доказательства его призвания. Ведь всё это, в конце концов, мы находим и у искусных магов,
мошенников, лжецов, лицемеров, действующих ради корысти или славы. И не надо
забывать, что многие в своём безумии доходили даже до того, что шли на смерть,
чтобы о них думали, будто они выше всего, как, например, многие философы
древности. И не следует вовсе думать, что им помогал божественный промысел
в том, чего они достигли благодаря своим пустым фантазиям и посулам,
рассчитанным на ограниченность людского суждения. Ведь они не умели судить
здраво о вещах и они не истинные учители. Я скажу, что недостаточно только их
собственных свидетельств, нужно ещё сопоставить последние между собой и
сравнить с другими свидетельствами, как с известными, так и с неизвестными, как
с мнением друзей, так и с мнением врагов. И только после того, как будут
собраны все свидетельства - и то, что было сказано учителем о самом себе, и то,
что было сказано другими, - можно будет добраться до истины. Если нам
неизвестны сами свидетельства, то нужно допросить свидетелей, знавших тех
свидетелей, и т.п. При этом следует выяснить свои возможности правильно судить,
решить, способен ли ты отличить истинное от ложного, которое прикрыто теми или
иными близкими к истине обстоятельствами; ты должен исследовать, откуда он извлек
доказательства или свидетельства для обоснований своих суждений. Наконец,
следует прибегнуть к суждению другого человека и проверить, основывается ли оно
на подобном же доказательстве или свидетельстве. Тогда можно будет решить,
действительно ли он является провозвестником божественной воли, как он
утверждает, и надо ли следовать его заповедям, но при этом необходимо опасаться
попасть в своих умозаключениях в порочный круг.
Ведь
сущность основных религий состоит в том, что каждая исходит из прежней: религия
Моисея - из язычества, религия Мессии - из иудаизма, а религия Магомета - из
христианства, в том, что последующая отвергает предыдущую не в целом, а лишь
частично, она опирается на предшествующую, о чем свидетельствуют действия
Мессии и Магомета. Поэтому необходимо тщательно исследовать не только
последнюю, среднюю и первую, но и все религии, каждую из них в отдельности, тем
более, что каждая секта привыкла обвинять других в обмане. Так, Мессия обвинил
древних в нарушении закона, Магомет обвинял христиан в том, что они извращают
Евангелие; в этом нет ничего удивительного, потому что любая секта христиан
упрекает другую в извращении текста Нового Завета. Чтобы точно установить,
действительно ли тот, о ком идёт речь, является основателем истинной религии,
следует выслушать всех, кто выступает со своими претензиями. Тут нельзя
пренебрегать ни одной сектой, всех их следует подвергнуть испытанию, без
предвзятого мнения. Ведь если пренебречь какой-либо из них, то может статься,
что именно она наиболее права, чем все остальные. По учению христиан,
последователи Моисея находятся на пути к истине, но они не должны оставаться
приверженцами лишь его учения, а должны искать пути к истинам христианской
религии.
Каждая секта уверяет, будто
подлинные учители на ее стороне и лучших не может быть, это твердят по всякому
поводу и продолжают доказывать и ныне. Отсюда следует: либо надо верить всем
сектам, что достойно осмеяния, либо ни одной, что всегда надежнее, до тех пор,
пока не будет познан истинный путь, при этом, сравнивая, не следует оставлять
без внимания ни одной секты. Нет необходимости созывать всех математиков, чтобы
доказать, что дважды два - четыре. Но в данном случае речь идёт не о чём-то
подобном, ибо ведь никто ещё не видел сомневающегося в том, что дважды два -
четыре, тогда как, наоборот, нельзя найти хотя бы двух религиозных учений,
совпадающих в целях, принципах и средствах. Допустим, что я не знаю истинного
пути к спасению и в поисках его следую Брахманам или Корану; разве не скажут
мне Моисей и остальные: "Что мы тебе сделали плохого, почему ты от нас
уходишь, ведь мы лучше всех, ведь мы самые истинные учители?" Что им
ответить? Я верю Магомету или гимнософистам, учения,
которых мне с рождения преподносили, и они внушили мне, что твоя религия и
сменившее её христианство давно уже не те, что они испорчены и обе ведут к
совращению. Разве они не возразили бы мне, что ничего не знают об этих учениях
и не ведают об их пути к спасению, а знают лишь то, что Магомет и гимнософисты - обольстители и обманщики, совращающие народ
при помощи лжи и фальшивых чудес. Нельзя
просто так доверяться одному человеку или религиозной секте, не исследуя все
остальные. С таким же правом эфиоп, никогда не выезжавший за пределы своей
страны, стал бы утверждать, что под солнцем живут одни чернокожие. Знакомясь с
учением прочих религиозных сект, нужно, кроме того, стараться подходить ко всем
с одинаковой меркой, отнюдь не отдавать предпочтения какой-нибудь одной,
пренебрегая остальными только потому, что сначала вам показалось что-то
неверным, или что о репутации ее основателя ходили дурные слухи. Нельзя
принимать за догму или бесспорное доказательство то, что может сказать о чужой
религии первый попавшийся бродяга. Ведь сначала именно по этой причине
христианская религия вызывала в общем мнении одним названием своим то ужас, то
насмешки: одни думали, что христиане поклонялись ослиной голове, другие
считали, что они едят и пьют своих богов и т.д.; отсюда и заключили, что
христиане смертельные враги бога и людей. Подобные россказни - результат
недоразумения или чудовищной лжи, но они появились и получили распространение
потому, что противники этой религии, не будучи в достаточной мере знакомы с
самими христианами, в особенности с образованными, доверились первым попавшимся
непосвящённым, отступникам или врагам этой религии. Но если предлагаемый способ
исследования связан с такими трудностями, то как же быть с женщинами, детьми и
большинством простого народа? Ведь все дети беспечны в отношении религии и бОльшая часть женщин лишена знания религиозных истин, им
непонятно даже то, что самым ясным образом выводится из основных принципов
религии. Как показывает их образ жизни, они, за исключением немногих, не могут
постичь таинств религии. О массе простого народа или крестьян и говорить не приходится:
ведь у них главная забота - это поддержание своего существования, а прочее они
либо принимают на веру, либо отбрасывают. Поэтому на свете остаётся очень
немного людей, способных вдуматься в доводы всех религий, сопоставить с ними
свою точку зрения и точно различить истинное и ложное, которые в
действительности так часто переплетаются; большинству же людей в вопросах веры
приходится полагаться на мнения профессоров богословия, известных своими
познаниями в религиозных вопросах. Обычно в каждой религии большинство верующих
состоит из людей, либо не умеющих ни читать, ни писать, либо таких, кому читать
нечего. И необходимо считать установленным, что если только учитель религии
обладает достаточной способностью суждения и определёнными знаниями, чтобы отличать
истинное от ложного, то этого мало - он должен не только быть способен к этому,
но и стремиться к этому. Разумеется, мы
должны быть, прежде всего уверены, что тот, кто нам предлагает свои знания и
услуги такого рода, сам не является жертвой обмана и не имеет намерения
обманывать других. На ком же должны мы остановить свой выбор, если в каждой
секте столько учёных наставников? Ведь когда мы обратимся к собратьям и
единомышленникам такого наставника, то окажется, что они во многом отличаются
друг от друга в своих мнениях, несмотря на дружеские, в общем, отношения;
различие во мнениях происходит либо от слабости интеллекта, что указывает на
недостаток способности суждения, либо от того, что человек упрямо цепляется за
свои мысли, что означает недостаточную любовь к истине. Допустим, что
разногласия касаются лишь второстепенных вещей, но ведь из-за них и остальное
начинает внушать подозрения, ибо в обоих случаях истина одна и та же, но если
человек отклоняется в чём либо от истины частично по недостатку способа
суждения или по (злой) воле, то его мнения и во всем остальном будут вызывать
подозрения. Вот почему, если ты захочешь
судить о способностях и искренности какого-нибудь вероучителя, ты должен быть
таким же способным, как и он, иначе он может легко подчинить тебя себе;
далее, если ты его не очень хорошо знаешь, то необходимы свидетельства со
стороны, а о них в свою очередь /другие свидетельства/, и так далее до
бесконечности. Кто-то должен удостоверить не только правдивость сообщаемых
сведений, но и их искренность? Что же касается свидетелей, то тут тоже
необходимо подобное испытание искренности их мнений. Однако, где же ты положишь
конец такой проверке? Мало сказать, что учение вызывало споры; надо самому
видеть, каким образом ведётся спор. Ведь обычно доказательства в том виде, как
они публикуются, не имеют ни достоверности, ни очевидности; часто они
обосновывают сомнительные вещи другими, еще более сомнительными. Таким образом,
ты оказываешься в роли тех, кто бегает по кругу и всегда возвращается к тому
месту, откуда начал. Чтобы определить, имеем ли мы дело с истинным учителем
религии или с обманщиком, на либо необходим собственный опыт, которого у нас
просто нет в отношении трёх великих основателей религий - иудейской,
христианской и магометанской, поскольку они отдалены от нас во времени и умерли
до нашего рождения; либо нам нужен опыт других, который нам сообщают и который
мы называем свидетельством. Есть ещё и промежуточный путь: узнать о ком-нибудь
по его сочинениям, которые можно считать свидетельствами о самом себе. Но в
этом отношении Христос ничего не оставил. Оставил ли что-нибудь Моисей -
сомнительно. Магомет оставил Коран. Свидетельства других исходят либо от
друзей, либо от врагов. Третьего не дано. согласно часто приводимому выражению:
"кто не со мной, тот против меня". Что же касается собственных
свидетельств, то Магомет выдает себя в своих сочинениях за истолкователя
божественной воли и приписывают её себе так же, как Моисей и любой другой. В
остальном друзья и приверженцы Магомета писали о нем то же, что и приверженцы
прочих религий о своих пророках, враги же других религий равным образом дурно
отзывались об этой, как и её приверженцы о чужой. Отсюда следует, что
собственные свидетельства ничего не стоят, они недостоверны, не имеют никакого
значения и лишь окончательно запутывают легковерного слушателя. Утверждения
друзей имеют подобную же ценность; ведь это всего лишь отзвук речей пророка;
нельзя слушать и речи врагов: интересы их противоположны нашим. Однако,
несмотря на все это, последователи трех религий выискивают всевозможные
неосновательные места, чтобы доказать ошибочность принципов противников и
истинность своих, и опираются только на свою собственную славу, утверждения
друзей или упреки врагов. Тем не менее, Магомет у нас, бесспорно, считается
обманщиком. А почему? Вовсе не потому, что он сам или его друзья так себе
говорили. Такое суждение основано на обвинениях его врагов. Напротив, у
мусульман он почитается святым пророком. Основанием для этого служат его слова
о самом себе, отчасти слова его друзей. Те, кто принимает Моисея за обманщика,
и те, кто считает его святым учителем, идут одним и тем же путём. И для
обвинения в обмане, и для оправдания доводы одинаковы для Магомета и прочих:
если одни считаются святыми, то других можно объявить обманщиками, и то и
другое противоречит справедливости. Следуя схоластическому методу, можно
сделать строгий вывод: Bсех тех, кого подобно
Магомету либо обвиняли в обмане, либо защищали от этого обвинения, со всей
справедливостью можно отнести к тому же сорту людей, что и Магомет. Но Моисей
относится к этому сорту людей. Следовательно, если к нему приложимо
то же представление о справедливости, что и к Магомету, то нельзя считать
Магомета обманщиком. Доказывается это посредством отведения от Моисея обвинения
в обмане: мы располагаем соображениями, которые выше уже приводились; они
одинаковы как для Магомета, так и для Моисея, что видно хотя бы из написанных о
них сочинений или из того, что говорят последователи об основателе каждой
религии. Из этого по справедливости следует:
1.Если доводы
последователей Моисея достаточны для того, чтобы оправдать его, то и доводы
последователей Магомета должны быть достаточны для того, чтобы отвести от него
обвинение в обмане. Но последователи Моисея в своих благоприятных отзывах
оправдывают его и т.д.
2. И если книг Моисея
достаточно для этой цели, то, значит, такой же силой должен обладать и Коран.
Прибавь к этому, что мусульмане даже из книг Нового завета (хотя они считают,
что там многое искажено) извлекают многое в пользу своего Магомета; в
частности, они хотят взять оттуда предсказание Христа о будущем явлении
утешителя, желая, чтобы это предвещало появление их пророка, который разоблачит
соблазны христианства и заключит с богом новый союз. И хотя Корану приписываются
многие нелепости, басни и нечестивые сказки, их можно понять и истолковать
аллегорически и даже смягчить; в то же время там остаются главы, проповедующие
самую образцовую святость и правила совершеннейшей морали, особенно умеренность
и воздержание от вина. На это возражают, что вино - дар божий, но ведь можно
сказать, что и яды тоже, однако их следует остерегаться. Что касается другого
часто встречающегося упрёка, будто Коран насыщен излишней чувствительностью,
рисует вечную жизнь в виде одних только плотских удовольствий, разрешая к тому
же неограниченное многоженство, то этот упрёк совсем не так серьёзен, потому
что и Моисей допускал многожёнство, да и в Новом завете вечная жизнь рисуется в
виде пиршеств. Например: "И воссядете за столом Авраама Исаака",
"И не отведаю более вина, как только в царстве отца моего". Про
"Песнь Песней" Соломона нечего и говорить, лишь толкуя ее
аллегорически {можно предположить, что} она ничего дурного не содержит. Но
тогда и о Коране говорите то же. Уж если мы так строги к Корану, то и к
писаниям Моисея и прочих надо относиться так же, ведь аргументы, которые
берутся у самого Моисея, дабы снять с него обвинение в обмане, не выглядят ни
справедливее, ни основательнее.
1. О сношениях Моисея с богом свидетельствовал только он сам и его друзья,
поэтому эти доводы в лучшем случае могут стоить не больше, чем подобные же
свидетельства мусульман о сношениях Магомета с Гавриилом. Больше того, встречи
Моисея (с богом), судя потому, что говорит о них сам Моисей (если только всё это
написано им, как нас уверяют), определённо вызывают подозрения в обмане, как мы
покажем ниже.
2. Что касается святости Моисея, то она внушает большие сомнения из-за
тяжких преступлений, совершённых им, и вот они: а). Грабёж. Который можно
оправдать только в глазах его друзей. Но справедливости их суждений нельзя
верить; нельзя принимать и свидетельство Луки из "Деяний
апостольских", достоверность и искренность которого сомнительны; б).
Подстрекательство к мятежу; ведь не доказано, что его подстрекал сам бог,
скорее, вероятно противоположное, потому что другое место книги запрещает
сопротивляться даже тиранам; в). Войны (называйте их, как хотите),
противоречащие его собственным заповедям (5-я и 7-я), убийства, разбойничьи
набеги и т.д. Совершенно таким же образом верховный жрец в Индии или Магомет у
себя в стране, злоупотребляя именем божьим, изгоняли прежних хозяев из их
владений. Моисей истребил многих якобы ради безопасности своей и своих
единоплеменников; г). Поучения о захвате чужого имущества под видом взятия
взаймы; д). Обет претерпеть за свой народ вечные
муки, данный Моисеем богу; кстати, подобное требование со стороны бога
противоречит его сущности (см. исход 32 глава ст.31-32); е). Пренебрежение
Моисея к заповеди божьей об обрезании (Исход 4-я глава ст. 24, 25, 26.). И,
наконец, ж). Главный порок Моисея - его полное, грубое неверие, за которое он,
сотворивший именем божьим столько чудес, заслужил от бога тяжкие укоры и угрозы
(см. числа 20-я гл. ст.12). Что касается доказательства второго положения, то
есть обвинения в обмане то об этом можно сказать так: ни наш собственный опыт,
ни свидетельства друзей Магомета не убеждают нас в том, что он был обманщик, мы
это знаем только от его врагов. Ибо в эту группу попадают все немусульмане, согласно изречению: "Кто не со
мной" и т.д. Отсюда мы делаем вывод: если, судя о каком-либо человеке, мы
считаемся со свидетельством его врага, то так же мы должны поступать и судя о
другом. Иначе нас обвинят в несправедливости, поскольку мы осуждаем одного на
основании свидетельств врагов, но не делаем этого же по отношению к другому.
Так всякая справедливость оказалась бы нарушенной.
Но свидетельства врагов
Магомета позволяют объявить его обманщиком. Следовательно, подозрения, что
Моисей был обманщик, основываются на многих указаниях. Этот обман можно
обнаружить при помощи его собственного свидетельства или свидетельств его
преемников, До сих пор нет согласия в решении вопросов:
1. написал ли Моисей
священные книги, приписываемые ему,
2. или это труд
компиляторов,
3. в частности Ездры.
4. был ли подлинник написан
на самаритянском наречии или
5. он был написан на языке
коренного еврейского народа; а если это не так, то
6. в состоянии ли мы понять
этот язык?
Всё это вызывает множество
возражений. Особенно много подозрительного в первых главах книги Бытия, и это
означает, что правильно понять их мы уже не в состоянии. Однако, я не собираюсь
вдаваться в эти вопросы, но хочу рассуждать с человеческой точки зрения,
основываясь просто:
1. На самих свидетельствах
Моисея
а). Об образе его жизни и
нравах, о чём выше уже говорилось, Если своими воинственными наклонностями он
превосходил Магомета, истребляя невинных, то в остальном он ничем от него не
отличался;
б). О силе его учения. Не
будем повторять уже сказанного о его разговорах с богом, которого он
прославлял, как нам кажется. с излишней угодливостью. Ведь всякий, кто
выставляет напоказ подобные отношения с божеством - отношения невозможные, -
внушает подозрения вполне естественные. Это
доказывается тем, что он похвалялся, будто он, как ему угодно выражаться, лицом
к лицу видел того, о ком в Ветхом и Новом завете много раз говорилось, что его
никто не видел (Исход 32-я глава ст.3 числа 12-я глава ст.8). Так, он видел
бога наяву в его собственном облике, а не в каком либо другом образе или во
сне; Лицом к лицу, как друг видит друга, когда говорит с глазу на глаз. Всякое
видение бога, если оно таково, что совершается лицом к лицу, подобно тому, как
друзья видят друг друга и говорят друг с другом, и, если встреча подобна, как
говорят, встрече блаженных в другой жизни, может быть названо подлинным
видением бога.
Меньшая посылка
доказывается соображениями, приведёнными выше, и словами апостола: "Но
тогда лицом к лицу" и т.д. Тем не менее, слова Моисея противоречат и
словам апостола. Христиане определённо считают, что никогда в этой жизни никто
не мог видеть бога. Кроме того, это ясно сказано (Исход гл. 33, ст. 20):
"Лица моего не можно тебе увидеть". Эти слова бога, обращенные к
Моисею, явно противоречат только что приведённым стихам и не могут быть
объяснены иначе, как тем, что были вставлены неискусным компилятором. Тем самым
всё это становится весьма сомнительным;
в). Самим учением Моисея,
считать ли его законом или евангелием. Среди законов, которых мы ради краткости
касаться не будем, выделяются десять заповедей, которые именуются особым делом
божьим и заветом на горе Хорив.
Они, впрочем, скорее
выдумка Моисея, чем творение бога, ибо в своей сути его заповеди далеки от
божественного совершенства. Это доказывается тем, что они либо излишни, а
именно три последние, в силу слов Христа (Матф.5гл.) кажутся повторением
первых; девятая не должна отделяться от десятой, или же надо отбросить и
десятую. 2) либо они несовершенны. Не вводите чужих богов, не хулите имени
бога, соблюдайте субботу, не обижайте ваших ближних и т.д.; зачем же ещё
оговаривать, что бог особо запретил желать ещё что-то, если он повелел не
желать дома, поля и добра ближнего своего? Что касается ссылок Евангелия на
учение Моисея, то в последнем (Второзаконие гл.18 ст.21,22) есть довольно
туманное и двусмысленное указание насчёт будущего явления великого пророка, или
Мессии; оно подрывает всякую веру в пророчества на веки вечные. По смыслу этого пророчества, Христа,
предсказывавшего разрушение Иерусалима, нельзя считать истинным пророком, пока
слова его не сбудутся (то же можно сказать и про Даниила, пока не исполнятся
его предсказания), поэтому и нельзя всех евреев, живших между явлением Христа и
падением Иерусалима, упрекать в том, что они в него не уверовали; однако Павел
предал анафеме всех кто не стал на сторону Христа до разрушения города. Отсюда
следует, что указание, предоставляющее волю на долгие времена верить или не
верить в Мессию, не могло исходить от бога, и поэтому оно вполне заслуженно
вызывает подозрения. То, что говорится о других исполнившихся предсказаниях,
значения не имеет. Ведь самый главный
признак всякого великого пророка в том и состоит, что сбывается то, что
предрекал. Естественно, что по самой сути он и не мог до этого считаться таким
пророком. Здесь обнаруживается ещё и другая нелепость: признак, который должен
был быть мерилом божественности для всех пророков, к некоторым из них
неприменим из-за явной неопределённости, а больше всего из-за туманного смысла
слов (как, например, в скором времени, скоро, близко и т.д.). Многие, к примеру,
предсказывали близкий конец мира; Петр говорил, что день этот близок, но так
как он не наступил, то Пётр уже не может считаться истинным пророком. Это с
точностью вытекает из цитируемых слов Моисея;
г). О рассказах Моисея.
Если уж в Коране, как говорят, много сказок, то и в книге Бытия многое вызывает
сомнения у внимательного читателя. Таковы сотворения человека из комка глины,
которому бог дал дыхание; Ева, созданная из мужского ребра; говорящие змеи, соблазняющие
разумнейших мужей, которые не понимают, что в змее скрывается отец лжи; яблоко,
погубившее весь мир, - акт, ограничивающий один из атрибутов бога (который,
однако, отождествляется с его сущностью), а именно его милосердие, коль скоро
прощение грешников делает гнев божий, а значит, и самого бога конечным; ведь
гнев божий и есть сам бог; люди в возрасте 800 и 900 лет; плавание животных в Ноевом ковчеге; Вавилонская башня; смешение языков и
прочее. Эти россказни и тысячи других побуждают вольнодумца видеть тут только
сказки, именно сказки раввинов, потому что еврейский народ очень склонен к ним;
но не меньше нелепого и в рассказах Овидия, в Ведах, у китайцев и индийских
брахманов, как, например, рассказ о том, что мир произошёл от прекрасной девы,
родившейся из яйца, и тому подобном. Моисей, кажется, особенно усердно внушал,
что бог сам себе противоречит; именно, всё было хорошо, однако нехорошо, что
Адам был один. Отсюда следует, что над Адамом существовал некто, кто не был
благ и мог умалить его совершенство, в то время как само одиночество Адама было
делом бога, потому что бог не только создал благим всё сущее, но и все качества
его, ибо всё, что создал бог, было благом по своим свойствам. Я доказываю: Что
всякое творение бога может быть только совершенным.
I. Если кому угодно
вдаваться в генеалогии Ветхого завета, то в книгах Моисея он встретит много
противоречий. Обо всех уж мы не говорим: достаточно того, что Павел (1-е к
Тимофею 1,4) учил, что генеалогии бесполезны, а изучение их бесплодно, он даже
говорил, что надо остерегаться такого изучения. К чему же столько разных
генеалогий у Моисея и почему они так часто повторяются? Так, перечисление жён
Исава позволяет заподозрить, что-либо текст был испорчен, либо недосмотрел
компилятор.
ЖЁНЫ ИСАВА.
а). Кн. Бытия 26гл.ст.34: Иегудифа, дочь Беэра-хеттеянина, Васемафа, дочь Элона - хеттеянина.
б). Кн. Бытия 28 гл. ст.9 Мхалафа, дочь Измаила, сестра Наваиофа,
не считая двух первых.
в). Кн. Бытия 36 гл. ст.22.
Ада, дочь Элона-хеттеянина, Оливема,
Васемафа, дочь Измаила, сестра Наваиофа.
Таким образом, Ада из 36
главы книги Бытия названа Васемафой в главе 26, и Васемафа из 36 главы Бытия получает имя Махалафы
в главе 28-й, тогда как Махалафа из 28-й главы
становится женой Исава только после Иегудифы и Васемафы в книге Бытия в главе 26-й. Я не вижу, как можно
согласовать эти противоречия(18). Это и многое другое усугубляет подозрения в
том, что книги Моисея в том виде, в каком они дошли до нас, были записаны
компиляторами и что в список вкрались ошибки. Последний упрёк, который ещё
можно сделать Моисею, - это бесконечные тавтологии, бесполезные повторения, и
всегда с разными вариантами, которые выдают разные источники.
II. Моисей вызывает к себе
подозрения на основании свидетельства не только людей чужих и не только
враждебных, но даже тех, кто открыто называет себя его преемниками и
приспешниками.
Так:
1) Пётр в Деяниях
апостольских (25-10) называет закон Моисея невыносимым игом, вследствие чего
бог оказывается тираном, а этого быть не может. Отсюда вытекает: либо Пётр
лжёт, либо законы Моисея не были творением бога.
2) Павел всегда отзывается
презрительно о законах Моисея. Он говорил бы иначе, если бы считал их
божественными. Так, в Послании к Галатам (4) он
называет их а) рабством (ст.3,4.). Кто посмел бы так отзываться о законах,
данных богом? б) жалкими наставлениями (ст.9); в) в ст.30 он пишет:
"Изгони рабу (Агарь) и сына её".
Раба (Агарь)
- это завет на горе Синай, другими словами, это закон
Моисеев (ст.24) Ну кто же позволит себе так выражаться: откажитесь с сыновьями
и последователями от законов бога? Хотя сам же Павел говорит о них в следующей
главе (Галл.5 ст.2,3), но и он этого не выполняет, потому что подвергает
/Тимофея обрезанию в Деяниях (гл. 16-я ст.2) г). Павел называет закон Моисея
мёртвой буквой и говорит, что его предписания не имеют силы (2 Кор.гл.3-я,
ст.6). Он же говорит, что они не имеют заслуживающей доверия ясности (там же
ст.10).
Кто же посмел бы в подобных
выражениях говорить о пресвятом законе божьем? Если он (закон Моисея) исходит
от бога и является благовестью, то он должен обладать
подобной же ясностью и т.д.
Остаются ещё свидетельства
тех, кто не принадлежит к иудейской или христианской церкви. Однако довольно!
Дословно взято из книги
"Анонимные атеистические трактаты" издательство Мысль Москва 1969 г.