Иосиф Флавий вставка в текст

Иудейские древности.

Позднейшая вставка в текст Флавия: "В это время жил Иисус, мудрый человек, если впрочем его следует называть человеком, ибо он был совершителем удивительных дел, учителем людей, с удовольствием принимающих истину. Он привлёк к себе многих как из иудеев, так и из эллинов. Это был Христос. И когда Пилат, по жалобе знатных людей наших, осудил его на крестную казнь, то те которые ранее полюбили его, не отступились от него. Он явился им на третий день снова живым, как предсказали пророки об этом и о многом другом относительно него. Ещё и теперь не прекратилось поколение християн, названных по его имени".
Ориген критикует Флавия за то, что он не признает Иисуса мессией. Если критикует - значит этой вставки еще не было. Кстати, Ориген критикует Флавия не за непризнание Иисуса Христом, а за полное отсутствие сведений об Иисусе.
На самом деле, мы даже можем достаточно точно определить время создания вставки в текст Иосифа Флавия. Итак, Ориген (середина III века) критикует Флавия за то, что он не упоминает Иисуса, а Евсевий Кесарийский, автор "Церковной Истории" (начало IV века) уже ссылается на Флавия, и именно на этот текст. Таким образом, вставка сделана где-то между 254 (год смерти Оригена) и 324 (завершение "Церковной Истории").
Нельзя исключить, что автором фальшивки может быть сам Евсевий. Вообще-то фальшивость вставки настолько очевидна, что даже сторонники историчности личности Иисуса избегают на нее ссылаться. В Коране Мухаммед несколько раз говорит о вставках в священные тексты христиан, в том числе и про эту вставку.
Сам И. Флавий Иисуса не мог видеть по причине того, что родился уже после казни Иегошуа.


Главная страница