(Статья. Газета «Радонеж» №8 (126) от 2002г.) стр. 16.
Недавно исполнилось 40 дней с момента блаженной кончины протоирея Николая Гурьянова, известного на всю Россию старца-духовника, великого прозорливца и подвижника, утешителя и наставника, духовника и молитвенника за весь православный мир
В последние годы жизни батюшки к нему часто приезжал протоиерей Валериан Кречетов, духовник Московской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово, что у ст. «Отрадное» Белорусской ж/д. Он причащал старца, исповедовался у него, испрашивал благословения старца..
Наш корреспондент Тамара Москвичёва попросила о. Валериана поделиться своими воспоминаниями о блаженнопочившем Батюшке о. Николае Гурьянове.
- Отец Валериан, может быть, вопрос вам покажется некорректным, но многие спрашивают: почему отец Николай – и вы, отец Валериан?..
- Когда Батюшку спросили: «А почему к вам ездит отец Валериан?», он ответил: «Как хотите, так и понимайте! Это спрашивает тот, кто ничего не понимает». Так просто он сказал.
Когда Батюшка стал уже слабеть и, естественно, трудно ему стало, то многие его почитатели доводили и до его сведения, что ему – трудно, что он из последних сил всё делает. И ему был послан в помощь кто-то из молодых. И вот тут – момент очень сложный. Когда молодые начинают помогать и опекать пожилых, особенно старцев, они подходят к этому немножечко как-бы по своему: просто, мол, «старый человек». Забывая часто, что духовный человек – неизмеримо выше, и то, что он делает внешне, за этим скрыт какой-то внутренний духовный смысл, его духовное состояние. А оно непостижимо для многих. Они знают одно: ему нужно помочь, и говорят: «Батюшка, вам уже трудно причащать!» А он хотел – сам! И исповедовать, и причащать. А они: «Вам трудно…» И тогда Батюшка действительно стал волноваться!
Вообще, о. Николай всегда был лёгким на ногу, он прямо порхал. И руки сильные у него были до последнего времени. Но вот как-то ко мне приезжает мать Николая, келейница Батюшки, и говорит: «Отец Валериан, как же помочь то Батюшке?» А у нас был один старец, так он причащал народ на подставочке. Ставится подставочка, на неё накрывается воздух, ставится чаша, так и причащаешь. Ты её держишь, конечно, чашу, но не всё время держишь, а просто придерживаешь. Она не висит в воздухе, не утруждает твою руку. И когда много причастников в храме – это очень облегчает. Вот я и послал Батюшке от нас эту подставочку.
Как то меня самого попросили приехать и причастить Батюшку. Я приехал к нему со Святыми Дарами. А о. Николай до этого говорил: « Нет - нет, я уже причащался!». Так же сказал и мне. Ну ладно, думаю. Вдруг, спустя некоторое время, говорит: «Причастите меня!»
Что здесь особенного? Я считаю, что просто важно послушание старцу. Нужно во всем слушаться старца: скажет «нет», значит, нет. «Да» - значит да. Скажет причастить – я его причащу, а вообще он сам причащался. Иногда просил поисповедовать его, хотя, конечно, я сам старался у него больше поисповедоваться.
Слава Богу, я за свою жизнь со многими старцами общался, так что научился их слушаться. Кстати, один из них делал вещи, непонятные для меня, и смотрел: как я буду себя вести. Я никогда не задавал батюшке вопросов, никогда не перечил ему. Сделал? Сделал! Значит так надо! Мне кажется, в этом присутствует хоть подобие послушания, которое на самом деле очень трудно стяжать.
А потом я уже дождался и таких слов от о. Николая. Как-то матушка говорит ему: «Батюшка приехал!...», А о. Николай спрашивает: «Наш батюшка приехал?» Конечно, слышать такое от о. Николая мне было очень отрадно.
Потом начались вопросы, что да как. Владыка Евсевий встречался со мной на Соборе, я ему говорю: «Владыка, так получилось, что я туда езжу, простите…» Святейший патриарх тоже знал об этом. А потом владыка Ювеналий , спаси его господи, благословил меня быть духовником Московской епархии. И тогда мне легче стало туда ездить – всё-таки архиерейское благословение много значит.
Ваше сердце туда как-то тянулось?
- Ну что вы, конечно! Последний год я туда почти каждую неделю ездил. Сначала робел: ведь говорили, что туда не попадёшь, выгонят, и т.д. Вот, меня не выгнали до самого конца…
Я думаю, Господь так устроил: я туда ездил, чтобы не погибнуть. Потому что Господь через батюшку очистил меня от многих грехов. Можно сказать, что от его присутствия даже мысли отходили о многих вещах.
Я свидетель тому, что многие люди, которые приезжали к Батюшке, избавлялись совершенно от таких вещей, от каких сами долго не могли избавиться: оно само от них исходило как-то.… Потом Батюшка сказал как-то одному исцелённому: «Ведь это Я тебя вылечил!» и назвал, чем тот страдал. А тот ведь, не акцентировал внимания: прошло и прошло.… Но Батюшка подчеркнул ему: «Отошло это от тебя потому, что Я тебя вылечил», и назвал то, от чего вылечил. Я знаю не одного человека, благодарного Батюшке за то, что он вылечил, избавил от разных вещей…
Тут конечно, тайна.… Вообще о. Николай – тайна за семью печатями. Мы всего ещё не знаем и, вероятно, не узнаем никогда…
И далее всё в том же духе...
Странно такое слышать (читать) от известного протоиерея - "духовника" Московской епархии, настоятеля храма… Он что, про гордыню, с которой борется церковь всю историю своего существования, не знает что ли? Самое удивительное, что уже в 138 номере этой газеты за тот же 2002 год, там же, на последней полосе пишет другой христианский апологет А. Осипов: «Для того же, кто видит себя хорошим, кто видит себя подвизающимся, - для того нужен не Христос. Для того нужен тот, кто наградил бы его, то есть облагодетельствовал бы его всеми небесными и земными дарами…. Ибо никакой человек не поможет мне спастись от зависти, от тщеславия, от гордости». Вот уж, воистину Алексей Ильич прав на все 100! Ну и «старчики» в РПЦ!